Сегодня мы проводим нашу итоговую коллегию: подводим итоги 2018 года и обсуждаем планы по развитию российского здравоохранения на предстоящий период.
Как обозначил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своём Послании, ключевая государственная задача сегодня – сбережение народа, а один из важнейших базовых показателей благополучия страны – продолжительность жизни ее граждан.
В 2018 году продолжительность жизни в России достигла своего исторического максимума, увеличившись у мужчин – на 0,3 года, у женщин – на 0,2 года и составив, в среднем, 72,9 года. При этом сократилась разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин до 10 лет.
Своих исторических минимумов достигли младенческая и материнская смертность, снизившись за год на 8,9% и 8,2% соответственно. При этом в 44 регионах страны младенческая смертность по результатам 2018 года стала ниже среднероссийского показателя – 5,1 на тысячу родившихся живыми, а в 32 регионах не зарегистрировано ни одного случая материнской смерти.
Достичь таких результатов во многом позволила реализованная по поручению Президента масштабная программа строительства перинатальных центров и встраивания их в 3-уровневую службу родовспоможения. В прошедшем году почти каждый месяц в стране открывался новый перинатальный центр: за год их введено в эксплуатацию десять.
Свой вклад в демографию внесла и профилактика абортов. В 2018 году их количество снизилось на 9,6%, то есть почти на 60 тыс. случаев, а за 7 лет – более чем на 39%.
Значительно увеличилась доступность экстракорпорального оплодотворения. Проведено свыше 78 тыс. бесплатных процедур ЭКО, что на 21% больше, чем годом ранее. Это позволило появиться на свет 28,5 тысячам детей.
Одним из ключевых направлений работы Министерства здравоохранения в 2018 году была профилактика инфекционных заболеваний и обеспечение биологической безопасности.
Впервые в истории страны было привито от гриппа 70,8 млн. человек, т.е. почти половина населения. В результате, по сравнению с предыдущим эпидсезоном, заболеваемость гриппом снизилась на 24%.
В 2018 году Всемирная организация здравоохранения документально подтвердила, что Россия остановила передачу краснухи, чем внесла значительный вклад в элиминацию этого заболевания в государствах Европы.
По данным ВОЗ, в течение последних лет наша страна стала мировым лидером по темпам снижения заболеваемости и смертности от туберкулеза. С 2012 года заболеваемость снизилась на 35%, а смертность – в 2,3 раза, что в 5 раз превышает среднемировую динамику.
Серьезной инфекционной угрозой является ВИЧ-инфекция. Эта проблема ещё остро стоит в нашей стране. Вместе с тем, принятые Правительством РФ системные меры позволили достичь позитивных изменений в борьбе с этим заболеванием.
Так, почти полностью прекращен «вертикальный путь» передачи инфекции: заражение регистрируется лишь у 1,5% детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей.
Нам удалось стабилизировать эпидемический процесс у взрослых: на протяжении последних трех лет количество новых случаев инфекции не прирастает. К стабилизации привело значительное увеличение охвата населения бесплатным тестированием на ВИЧ, а инфицированных пациентов – лечением.
38 млн. граждан, или почти 26% населения страны, прошли в 2018 году тест на ВИЧ, что на 12% превышает показатель 2017 года.
60% ВИЧ-инфицированных, находящихся на диспансерном наблюдении, сегодня получают необходимое лечение по современным схемам ВОЗ. При этом снижение вирусной нагрузки отмечено более, чем у 73% получающих антиретровирусную терапию.
Однако, наша задача в 2020 году достичь Цели устойчивого развития ООН по ВИЧ – 90-90-90, т.е. 90% выявления инфекции, 90% лечения выявленных инфицированных и 90% снижения вирусной нагрузки у получающих лечение.
2019 год должен стать важным шагом на этом пути. "Выход на плато" по числу новых случаев ВИЧ-инфекции позволяет прогнозировать возможность снижения заболеваемости при условии расширения охвата лечением до 75% уже в этом году.
В 2018 году Минздравом завершено строительство Национального интеграционного центра мониторинга биологических угроз и создание его программно-аппаратного комплекса. Сегодня к программно-аппаратному комплексу подключены 555 микробиологических лабораторий в 7 пилотных регионах страны, 307 из которых передают результаты лабораторных исследований автоматизировано, в режиме реального времени.
За 2019 год к Центру поэтапно будут подключены лаборатории всех регионов, что позволит существенно повысить эффективность решения ключевой задачи по прогнозированию и быстрому противодействию биологическим угрозам и рискам их возникновения, сократив время согласованного реагирования всех заинтересованных служб и ведомств.
Российская Федерация сохраняет лидирующие позиции в борьбе с эпидемиями и пандемиями на международном уровне.
Уважаемые коллеги!
Хорошо известно, что более чем на 60% здоровье человека зависит от его собственных действий. Мотивировать людей к заботе о своем здоровье непросто. Требуется последовательная реализация системных мер.
В нашей стране начала формироваться система общественного здоровья, включающая создание "мотивирующей среды" через развитие сети центров общественного здоровья, реализацию региональных, муниципальных, корпоративных "программ здоровья", а также через нормативное регулирование, образовательную деятельность и таргетированные коммуникации.
Министерством разработаны инициативы, направленные на снижение доступности алкогольной и табачной продукции, создание безопасной и свободной от табачного дыма окружающей среды, формирование здорового образа жизни, в том числе на рабочем месте.
Проводимая работа на данном направлении позволила сократить объемы потребления алкоголя и табака. Так, потребление алкоголя сократилось в 2018 году до 9,3 литров на душу населения с 18 литров в 2011 году, то есть почти в два раза. Это привело к сокращению числа не только алкогольных отравлений, но и других алкоголь-ассоциированных расстройств, что сказалось, прежде всего, на снижении смертности мужчин трудоспособного возраста – с 2012 года на 18%.
Необходимым элементом медицинской профилактики является раннее выявление заболеваний и их факторов риска, осуществляемое в рамках современной системы скринингов – профилактических осмотров и диспансеризации, которые прошли в 2018 году 61,9 млн. граждан, в том числе 26,7 млн. детей.
Так, в результате диспансеризации более 56% злокачественных новообразований были выявлены на первой и второй стадиях, что привело к снижению одногодичной летальности до 22% и повышению пятилетней выживаемости почти до 55%. Смертность от злокачественных новообразований за год снизилась на 0,6%.
Одновременно с этим, впервые было установлено предельное время ожидания диагностических исследований и госпитализации пациентов с онкологическими заболеваниями, уточнены этапы оказания медицинской помощи.
Более 11 тысяч страховых представителей начали осуществлять деятельность по мотивированию населения к здоровому образу жизни, своевременному прохождению профилактических осмотров и диспансеризации и повышению приверженности к лечению.
В сентябре 2018 года авторитетный медицинский журнал «Ланцет» отметил Россию, как одну из немногих стран, которая, по прогнозам международных экспертов, в рамках исполнения ЦУР может к 2030 году уменьшить на треть преждевременную смертность от неинфекционных заболеваний.
Но, уважаемые коллеги, мы ещё далеки от задуманного.
Нам предстоит серьёзная напряжённая работа в рамках реализации Национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография" для дальнейшего снижения смертности населения, особенно смертности трудоспособных мужчин – с сегодняшнего показателя 729 на 100 тыс. до 530 к 2024 году.
С этого года во всех регионах страны должны быть реализованы дополнительные меры по повышению доступности и качества программ профилактики.
Это и программы формирования здорового образа жизни в каждом населённом пункте и в каждом организованном коллективе взрослых и детей, и ежегодные профилактические осмотры с 18 лет, и ежегодная диспансеризация с 40 лет, расширение онко-скринингов, дополнительная диспансеризация лиц старших возрастных групп. Необходимые изменения внесены в обновлённые Порядок проведения профилактических осмотров и диспансеризации и Правила обязательного медицинского страхования.
Субъекты РФ должны в обязательном порядке определить перечень медицинских организаций для проведения диспансеризации и профосмотров в полном объёме. Эту информацию необходимо разместить на сайтах региональных департаментов здравоохранения и медицинских организаций, активно довести до населения.
Важно, чтобы были созданы условия для прохождения диспансеризации в вечерние часы и субботу, когда это удобно людям. При этом, безусловно, сверхурочная работа медиков должна быть финансово компенсирована.
Я хочу напомнить, коллеги, что все профилактические осмотры, включая лабораторные и инструментальные исследования, оплачиваются "полным рублём" из ОМС, а ресурсы на расширение кадрового состава первичного звена заложены в нормированных страховых запасах территориальных фондов ОМС.
Как отметил в Послании Федеральному Собранию Президент, доступность первичной медико-санитарной помощи должна быть обеспечена для всех граждан страны, независимо от их места жительства.
Территориальное планирование размещения медицинской инфраструктуры обязано соответствовать особенностям расселения жителей региона. Это – прямое полномочие субъектов РФ.
В целом, с 2012 года количество сельских медицинских подразделений в России увеличилось более чем на 7% – до 50 тыс. единиц, при этом доля врачебных подразделений возросла до 28%.
Благодаря дополнительным финансовым средствам из Резервного фонда Правительства РФ, в 2018 году введены в строй 350 новых врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. Это привело к росту общего числа врачебных амбулаторий на 102, или на 2%. За год доля зданий сельских медицинских объектов, требующих капитального ремонта, сократилась почти на 12%.
Вместе с тем, общее число ФАПов и фельдшерских пунктов за 2018 год снизилось на 0,9% (или на 331 объект). Преимущественно это связано с сокращением численности сельского населения на 226,3 тыс. человек, а также с увеличением на 984 числа малонаселенных пунктов с числом жителей менее 100 человек, где не поддерживаются стационарные медицинские объекты.
Данная тенденция должна компенсироваться развитием передвижных форм работы для малонаселенных районов, позволяющих провести на месте профилактические осмотры и обследования.
В 2018 году было приобретено 246 мобильных комплексов. Число передвижных ФАПов увеличилось на 56% – с 96 до 150. Всего в стране работают уже около 3,8 тыс. мобильных медицинских бригад.
В результате, число амбулаторных посещений сельскими жителями не только не снизилось, но увеличилось за год почти на 1 млн., а посещений медицинских организаций, расположенных в сельской местности, – на 1 млн. 200 тысяч (рост на 0,7%).
За ближайшие 3 года мы должны полностью достроить медицинскую инфраструктуру села, в соответствии с геоинформационной системой и едиными требованиями и нормативами, а также существенно расширить выездные формы работы.
Для представителей старших возрастных групп, проживающих в сельской местности, с конца этого года должна быть обеспечена бесплатная транспортировка до медицинских организаций районного центра.
Автотранспорт необходимо приобрести в ближайшее время в рамках Федерального проекта "Старшее поколение".
Одновременно с повышением доступности медицинской помощи мы уделяем особое внимание созданию комфортной среды в амбулаторных медицинских организациях.
Совместно с Управлением Президента РФ по внутренней политике и госкорпорацией «Росатом» Минздравом России реализуется проект «Бережливая поликлиника». Уже в 52 субъектах, включая 19, присоединившихся к проекту по собственной инициативе, принципы бережливого производства внедрены в 1070 поликлинических подразделениях: 578 взрослых и 492 детских – это втрое больше, чем было год назад.
К 2021 году мы планируем полностью перевести на новые стандарты все детские поликлиники, а к 2024 году – не менее 70% поликлиник страны.
В 2018 году на базе 9 образовательных организаций Минздрава России созданы специализированные обучающие центры – Школы лидеров бережливых технологий в здравоохранении, обучение в которых прошли уже более 3,5 тыс. человек.
Результаты внедрения бережливых технологий в поликлиниках очевидны: это сокращение более чем в три раза (до 13 минут) времени ожидания пациентов в очереди у кабинета врача и почти в 4 раза (до 7 минут) – в очереди в регистратуру.
Интересно, что независимая оценка условий оказания услуг в медицинских организациях показала в 2018 году рост средней оценки удовлетворенности с 49% в 2016 году до 85% (в 1,7 раза), оценки доброжелательности и вежливости персонала – с 49% до 86% (в 1,8 раза), комфортности условий во время ожидания – с 41% до 81% (практически в 2 раза).
Вместе с тем, пока низкой остается оценка доступности услуг для инвалидов – только 59%. Следует уделить самое пристальное внимание улучшению условий в медицинских организациях для людей с ограниченными возможностями здоровья, налаживанию тесного взаимодействия с организациями медико-социальной экспертизы, в том числе используя цифровые технологии. Необходимые подходы и критерии качества формирования доступной среды определены в созданной "Новой модели медицинской организации".
Особое направление нашей работы – развитие службы скорой медицинской помощи. В 2018 году за счет средств федерального бюджета в регионы поставлено 1780 автомобилей скорой помощи класса В. А всего с 2016 года было поставлено 5360 автомобилей класса В и 113 реанимобилей на шасси российского производства.
Это позволило на четверть снизить долю автомобилей скорой медицинской помощи с высокой степенью износа и сроком эксплуатации свыше 5 лет – до 32 % в 2018 году.
В прошедшем году уже в 60 субъектах РФ начали работу автоматизированные станции скорой помощи, в 12 – работает единая региональная информационная система управления службами скорой медицинской помощи.
Как результат, на всей территории страны показатель 20-минутного доезда бригады скорой медицинской помощи обеспечен в 89,4% случаев, а при ДТП – в 95%.
Коллеги! До конца 2021 года во всех регионах нашей страны должна быть создана единая система диспетчерской службы скорой медицинской помощи, которая на основе технологии ГЛОНАСС позволит оптимизировать маршрутизацию больных и дополнительно сократить время как доезда до пациента, так и эвакуации.
Дальнейшее развитие получила служба экстренной специализированной медицинской помощи пациентам с острыми сосудистыми нарушениями.
В 2018 году число первичных и региональных сосудистых центров возросло до 656. Увеличена частота применения системного тромболизиса и ангиопластик коронарных артерий. Это обеспечило снижение смертности от инфаркта миокарда на 7,3% и от цереброваскулярных болезней на 3,6%.
В рамках реализуемого Федерального проекта по борьбе с сосудистыми заболеваниями запланировано укрепление материально-технической базы и переоснащение сосудистых центров и отделений, в том числе часть первичных сосудистых отделений будет оснащена ангиографами для выполнения рентгенэндоваскулярных вмешательств.
Повышается доступность высокотехнологичной медицинской помощи. Сеть медицинских организаций, выполняющих ВМП, расширилась с 2012 года более чем в три раза – до 1085, в основном за счёт региональных медицинских организаций.
Это позволило нарастить объемы высокотехнологичной помощи в 2018 году на 84 тыс. пациентов до 1 млн. 131 тыс. человек. Важно отметить, что 305 тыс. из них (или 27%) – сельские жители, что превышает долю сельских жителей в населении страны.
Особое внимание мы уделяли выстраиванию современной модели медицинской реабилитации, в том числе детской.
За 2018 год охват пациентов реабилитационной помощью после оказания специализированной медицинской помощи повысился на 68% с 23,8 до почти 40%. Объем финансового обеспечения реабилитационной помощи за счет средств ОМС увеличился до 19,5 млрд. рублей. Это зафиксировано впервые введёнными в Программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи нормативами объёмов и финансирования медицинской реабилитации.
Разработаны программы подготовки новых специалистов – участников мультидисциплинарных бригад, которым предстоит оказывать реабилитационную помощь в соответствии с научно обоснованными и современными международными рекомендациями.
Важнейшей инициативой, которая приобрела форму федерального закона, стало развитие паллиативной медицинской помощи. Данный закон расширил понятие паллиативной помощи и условия ее оказания, предусмотрел порядок взаимодействия организаций медицины и социального обслуживания, а также возможность оказания помощи на дому с применением медицинских изделий, включая дыхательную и другую аппаратуру.
Одновременно с этим, Министерством была продолжена работа по укреплению коечного фонда паллиативной помощи. За год число паллиативных коек в стране увеличилось для взрослого населения на 6%, а для детей – на 9,3%, что составило в общей сложности почти 12 тыс. коек.
В прошедшем году были разработаны и утверждены профессиональные стандарты врача по паллиативной медицинской помощи и сиделки (помощника по уходу);
внедрены три клинические рекомендации для пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи.
Впервые проведены расчеты и установлены нормы потребности пациентов в наркотических средствах при оказании паллиативной помощи. Законодательно закреплено право каждого на обезболивание.
Совместно с Минпромторгом и фармпроизводителями проведена серьёзная работа по планированию выпуска новых сильнодействующих обезболивающих, включая неинвазивные и детские формы, которые будут вводиться поэтапно до 2023 года.
Для дополнительного обеспечения детей раннего возраста обезболивающими в большинстве регионов страны в активное состояние приведены производственные аптеки, лицензированные для работы с субстанциями наркотических и других сильнодействующих соединений. Обновлены все производственные регламенты, проведены обучающие семинары для провизоров.
Все регионы обязаны обеспечить нуждающихся быстродействующими анальгетиками в необходимых формах и дозировках (в том числе в каплях, сиропе, суппозиториях и др.).
Дальнейшему развитию паллиативной медицинской помощи посвящена специальная ведомственная программа, на которую ежегодно предусмотрено более 4 млрд. рублей.
Одним из главных направлений работы Министерства здравоохранения РФ является создание и внедрение системы управления качеством медицинской помощи. С этой целью был разработан и уже вступил в силу федеральный закон, который закрепляет определение клинических рекомендаций, типовую их структуру, включая раздел с критериями оценки качества медицинской помощи, а также их статус и механизм встраивания в систему оказания медицинской помощи.
Для контроля ключевых параметров, влияющих на качество оказания медицинской помощи, на пилотном примере онкологических заболеваний внедрена новая система анализа реестра-счетов на оплату медицинской помощи по ОМС. Это позволило в автоматизированном режиме осуществлять контроль за объемом, качеством и своевременностью медицинской помощи.
Отдельный акцент сделан на контроль качества химиотерапии и её соответствия клиническим рекомендациям. В этом году средства на химиотерапию практически удвоены (дополнительно выделено 70 млрд. рублей).
Эти ресурсы должны быть правильно и эффективно освоены! Прошу обратить на это особое внимание!
Продолжение следует...
По информации: https://www.rosminzdrav.ru
вернуться к списку...