Выступление Министра Вероники Скворцовой на заседании итоговой коллегии Минздрава России (часть II)

24.04.2019

Выступление Министра Вероники Скворцовой на заседании итоговой коллегии Минздрава России (продолжение)

 

Необходимый элемент качества и доступности медицинской помощи – бесперебойное обеспечение лекарственными препаратами.

В прошедшем году в  Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов дополнительно включены 38 международных непатентованных наименований, большая часть их которых  предназначена для лечения онкологических и редких заболеваний. Всего в Перечень теперь входят 735 позиций, что соответствует примерно 7 тысячам лекарственных препаратов, из которых 80% производятся в России.

Расширение Перечня позволило удержать цены на наиболее востребованные населением лекарства на стабильном уровне.

Принят закон, которым на федеральный уровень поднято лекарственное обеспечение по пяти наиболее затратным орфанным заболеваниям, что позволит уменьшить затраты субъектов Российской Федерации на 10 млрд. рублей.

 С 1 января 2018 года в промышленном режиме функционирует информационно-аналитическая система мониторинга и контроля в сфере государственных и муниципальных закупок лекарственных препаратов, предназначенная для анализа закупок в разрезе заказчиков, поставщиков и производителей для каждого международного непатентованного наименования и каждого торгового наименования с определением референтных цен в однородных группах лекарственных препаратов и отклонений от них.

Эта система должна не только повысить эффективность расходования государственных ресурсов, но и предотвратить правонарушения в области закупок лекарственных препаратов.

 Развитие лабораторных комплексов, внедрение выборочного контроля качества лекарственных препаратов, увеличение числа экспертиз – привели в 2018 году к снижению доли недоброкачественных лекарств на фармацевтическом рынке на 19%, по сравнению с показателем предыдущего года.

Для полного исчезновения некачественной и контрафактной фармацевтической продукции реализуется  проект по прослеживанию движения лекарственных препаратов с помощью маркировки упаковок. В настоящее время уже отслеживается движение более 18 млн.  упаковок почти 2 тыс. препаратов.

Система показала свою эффективность в первые же месяцы работы, позволив вскрыть правонарушения на сумму свыше 500 млн. рублей.

С 1 октября 2019 года лекарственные препараты, применяемые при 7  высокозатратных нозологиях, должны иметь идентификационный знак, а с января 2020 года – и все вводимые в гражданский оборот лекарственные препараты.

 Особого внимания требует  лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях. Ведь у двух из трёх пациентов, спасённых от острого инфаркта миокарда или инсульта, если они не принимают необходимую медикаментозную терапию, сосудистые нарушения повторяются в течение года, при этом в более тяжёлой, часто летальной форме.

Неудивительно, что положительная динамика в состоянии здоровья населения и снижении смертности регистрируется  лишь в тех регионах, которые обеспечивают доступность  "вторичной профилактики" сосудистых заболеваний, оказывая помощь пациентам из групп риска в приобретении лекарств  и работая над повышением их приверженности к амбулаторному лечению.

В сентябре 2018 года Президент Российской Федерации поддержал курс на поэтапный переход от системы льготного лекарственного обеспечения к наиболее прогрессивной и эффективной системе частичного или полного государственного возмещения стоимости лекарств по референтным ценам.

Первыми в этот проект вступят пилотные регионы с полностью сформированной цифровой  системой лекарственного обеспечения, включая электронную выписку рецептов.

 Во все времена и исторические периоды "Кадры решают всё". 

Для оказания качественной медицинской помощи необходимо обеспечить отрасль адекватным количеством квалифицированных медицинских специалистов.

За четыре года численность врачей в государственной системе здравоохранения увеличилась более чем на 6 тыс. человек и составила почти 549 тыс. врачей. Увеличилось число специалистов по таким дефицитным специальностям как анестезиология-реаниматология, рентгенология, патологическая анатомия, педиатрия, но особенно – по онкологии  (на 19%) и общей врачебной практике (на 18,3%). Продолжает снижаться коэффициент совместительства: в 2018 году он составил уже 1,35.

Особое внимание мы уделяем кадровому обеспечению на селе.

В 2018 году было расширено действие Программы «Земский доктор» на города с населением до 50 тыс. человек. В нее также были включены единовременные выплаты в размере 500 тыс. рублей для фельдшеров. В общей сложности, число участников Программы достигло 34,3 тыс. человек, из них в прошедшем году в программу вошли 5,3 тыс. врачей и фельдшеров.

В результате, по сравнению с 2014 годом, численность врачей, работающих в сельской местности, увеличилась почти на 2 тыс. человек, или на 3,8%.

Вместе с тем, распространение Программы на средний медицинский персонал (28% от всех участников) и трудоустройство  большого числа «земских врачей» (в некоторых регионах – почти всех) в малые города привело к сокращению притока врачей на село – по сравнению с 2017 годом, на 1 859 человек.

Это обусловило снижение общего числа врачей, работающих на селе, на 1,5 тысячи, а обеспеченности врачами сельских жителей – на 2% (с 14,9 до 14,6 на 10 тысяч).  

Обеспеченность средним медицинским персоналом в сельской местности снизилась на 2,1% – с 53,4 до 52,3 на 10 тысяч населения.

С учётом необходимости устранения кадрового дефицита и достраивания инфраструктуры сельского здравоохранения Президентом страны принято решение о снятии возрастного ценза для приходящих работать в рамках Программы «Земский доктор».

Однако, коллеги, при реализации Программы нужно учитывать баланс потребностей, развивая кадровый потенциал городов не в ущерб селу.

Кроме того, нужно помнить, что основным механизмом устранения кадрового дефицита остается целевая подготовка.

Доля целевых бюджетных мест по программам специалитета превысила 50%, а в некоторых ВУЗах – выросла до 80%, по программам ординатуры – превысила 60%.

Эффективность целевой подготовки, т.е. доля возврата на необходимое рабочее место и отработки в течение 3 лет, составила уже 90%, что подтверждает её адекватность и, по сути, замену советской системы обязательного распределения.

 По данным ВЦИОМ, на вопрос, какую профессию, род занятий вы бы пожелали для своих детей или внуков, 68% россиян заявили, что хотели бы, чтобы их ребенок стал врачом.

В прошедшем году на первый курс медицинских вузов по программам специалитета было зачислено  более 60 тыс. студентов, что на 5,7% больше, чем в предыдущем году, причем с одним из наиболее высоких баллов ЕГЭ.

Первичную аккредитацию специалистов в 2018 году прошли 35,7 тыс. выпускников медицинских вузов и впервые – 56,5 тыс. выпускников медицинских колледжей. Это позволило более 4,5 тысячам молодых специалистов прийти в первичное звено на должности участковых врачей сразу после окончания вуза.

 Характеристики квалификации медицинских работников, необходимой для осуществления профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции, закрепляют профессиональные стандарты.

За период с 2016 года Минздравом России совместно с Национальной медицинской палатой и Национальной фармацевтической палатой разработано, а Минтрудом утверждено 44 отраслевых профессиональных стандарта, из них с января 2018 года – 27. Еще 45 профессиональных стандартов будут подготовлены в течение 2019 года.

В соответствии с профессиональными стандартами, разработаны и направлены для утверждения 51 проект федеральных государственных образовательных стандартов подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре.

В 2018 году повышение квалификации за счет средств федерального бюджета прошло почти 177 тыс. врачей, еще около 17 тыс. – повысили свою квалификацию за счет средств нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС.

Наряду с этим, огромную значимость приобрёл Федеральный портал непрерывного медицинского образования, на котором уже сегодня зарегистрировано более 500 тыс. специалистов, из которых не менее половины являются его активными пользователями.

 Важнейшей задачей остается создание достойных условий работы медиков, включая повышение уровня заработной платы и введение эффективных мер стимулирования труда.

В 2018 году полностью завершен перевод работников медицинских организаций на «эффективный контракт» – работу по установленным показателям и критериям эффективности.

В большинстве субъектов РФ средняя величина должностных окладов врачей и среднего медицинского персонала увеличилась в полтора–два раза, что делает оплату труда медработника более стабильной.

Средняя заработная плата, по сравнению с 2012 годом, увеличилась у врачей на 120 % и составила 75 тыс. рублей, у среднего медицинского персонала – на 92 % (до почти 37 тыс. рублей), у младшего медицинского персонала – на 227 % (до 34,3 тыс. рублей).

Совместно с регионами разработаны меры социальной поддержки медицинских работников.

 Особую роль в развитии отечественного здравоохранения сыграло воссоздание на современном уровне сети  Национальных медицинских исследовательских центров.

Формирование вертикально-интегрированных профильных систем во главе с НМИЦами – профильными флагманами и головными методологами – абсолютно необходимо для обеспечения эффективности и качества медицинской помощи на основе внедряемых клинических рекомендаций и протоколов, для совершенствования подготовки и переподготовки медицинского персонала, тиражирования инновационных методов диагностики и лечения.

Благодаря созданию Федерального "узла" телемедицины на базе ВЦМК "Защита", Центры уже взаимодействуют с более чем 780 профильными  региональными медицинскими подразделениями и за год провели свыше 3,5 тыс. телемедицинских консультаций.

 Нужно подчеркнуть, что сегодня мы уже не мыслим работу без цифровых технологий, которые:

определяют эффективность использования всех ресурсов системы здравоохранения; доступность, качество и комфорт оказываемой медицинской помощи,

упрощают  контакт населения с медицинскими организациями,

создают возможности дистанционного повышения квалификации врачей,

освобождают от бумажного документооборота, увеличивая время для непосредственной работы с пациентом.

В 2018 году завершено подключение больниц и поликлиник к скоростному Интернету. Дополнительно подключены 8,9 тыс. объектов.

До 15,5 тыс. увеличилось число медицинских организаций и их структурных подразделений, использующих медицинские информационные системы.

До 600 тыс. выросло число автоматизированных рабочих мест врачей, подключенных к медицинским информационным системам.

К региональным телемедицинским системам подключено уже 6,5 тыс. медицинских организаций, а к центральным архивам медицинских изображений – 5,5 тыс.

Более 4 млн. 200 тыс. граждан воспользовались услугами и сервисами личного кабинета пациента «Мое здоровье».

В соответствии с утвержденным Федеральным проектом, до конца  2021 года мы должны завершить работу по цифровизации всех медицинских организаций и подключению их к региональным цифровым сегментам и их централизованным серверам, а также по интеграции региональных сегментов с ЕГИСЗ. В целом, должен быть сформирован единый для страны цифровой контур здравоохранения.

 Обязательным условием развития здравоохранения является адекватное финансовое обеспечение. С 2013 по 2018 год расходы на реализацию Программы государственных гарантий выросли с 1,5 трлн. до 2,5 трлн. рублей, главным образом, за счёт средств обязательного медицинского страхования.

Благодаря внедрению с 2013 года наиболее эффективной системы оплаты специализированной медицинской помощи по клинико-статистическим группам, мы сумели высвободить ресурс ОМС для запуска широкомасштабной диспансеризации и  внедрения в клинику новых современных технологий диагностики, лечения и реабилитации.

Был реализован основной принцип оплаты – справедливость, когда осуществляется большая оплата за больший объем оказанной медицинской помощи с учетом ее сложности.

С 2013 года число КСГ увеличилось со 187 до 477, из них 343 (в стационарных условиях) и 134 (в условиях дневного  стационара), проведены перегруппировка и формирование новых КСГ, в том числе по профилям   «Онкология» и «Медицинская реабилитация».

 Один из элементов повышения доступности медицинской помощи –  развитие проектов государственно-частного партнерства.

В прошедшем году здравоохранение продолжило удерживать лидерство по количеству инвестиционных проектов в социальной сфере. Сегодня на разных стадиях реализации находятся 178 инфраструктурных проектов, а объем инвестиций составил 77 млрд. рублей.

 Мы оцениваем позитивно и тот факт, что уже 30% всех медицинских организаций, работающих в ОМС, – это частные структуры. Имея развитые основные фонды и уровень оснащения, они участвуют в бесплатном оказании населению качественной медицинской помощи  в рамках программы государственных гарантий.

Вместе с тем, необходимо объективно оценивать соответствие частных медицинских организаций лицензионным требованиям для оказания профильной медицинской помощи в соответствии с едиными и обязательными для всей страны Порядками. Прошу Росздравнадзор обратить на это самое пристальное внимание!

Отдельно хочу поставить акцент на недопустимости замещения гарантированной государством медицинской помощи платными услугами! И тем более, недопустимости "подталкивания" пациентов к этому! Даже при возникновении форс-мажорных обстоятельств в конкретной медицинской организации всегда есть возможность получить необходимую помощь по договору в другой организации, работающей в ОМС.

Прошу взять этот вопрос под особый контроль! И вести непримиримую борьбу с манипулированием сроками ожидания помощи, с ограничениями в направлении больных, при очевидной необходимости, на бесплатные консультации, консилиумы, инструментальные и лабораторные исследования!

Росздравнадзор накопил значительный опыт в защите  прав пациентов на бесплатное получение качественной и безопасной медицинской помощи. В 2018 году, по итогам проверок, восстановлены и защищены права более 20 тыс. граждан.

Это позволяет эффективно  применять риск-ориентированный подход в борьбе с нарушениями.

Особую роль в контроле качества и доступности медицинской помощи должны играть страховые медицинские организации.

Наша задача – дополнительно активизировать и наполнить смысловым содержанием работу страховых представителей!

До конца 24 года в каждом субъекте РФ должны быть открыты   офисы страховых медицинских организаций для защиты прав застрахованных и разрешения конфликтов в досудебном порядке.

 2018 год позволил значительно продвинуться в реализации  научно-исследовательских проектов на основе применения  разработанного Минздравом России механизма направленного инновационного развития медицины.

По этой модели реализуются более 30 тематик по наиболее актуальным для практического здравоохранения направлениям.

Так, завершена разработка первого отечественного транскатетерного протеза аортального клапана, не уступающего по своим характеристикам импортным аналогам.

Разработан и внедрен в первичное звено здравоохранения метод дистанционной регистрации и централизованного анализа ЭКГ.

Созданы и внедряются в клиническую практику новые материалы и биологически активные трансплантаты  в области офтальмологии, титановые имплантаты с биоактивным покрытием, обладающим остеоиндуцирующими свойствами.

Готов к государственной регистрации резорбируемый хирургический протез для пластики дефектов полостей тела и укрепления мягкий тканей.

Разработана и внедрена методика оценки минимальной остаточной болезни при лимфопролиферативных заболеваниях, использующая самые современные технологии высокопроизводительного секвенирования.

Созданы универсальные платформенные решения для быстрого создания вакцин против новых биопатогенов.

Успешно завершены испытания лиофилизованной вакцины от лихорадки Эбола, которая не требует низкотемпературных условий хранения.

С целью оперативной индикации и идентификации биологических агентов разработана линейка из восьми биодетекторных приборов,  предназначенных для использования как в лабораторных, так и в полевых условиях, в том числе в автономном автоматическом режиме. После завершения полномасштабных испытаний  опытных серий они поступят в обращение.

Разрешена к медицинскому применению и уже серийно производится роботическая система нового поколения с обратной сенсорной связью «Экзокисть-2» для применения при реабилитации пациентов после инсульта и черепно-мозговой травмы.

Отмечу также успешное продолжение реализации программы Союзного государства России и Беларуси «Разработка новых спинальных систем».

В настоящее время в рамках кластера направленного инновационного развития начаты широкомасштабные проекты по внедрению геномных, молекулярно-генетических и генноинженерных технологий при основных заболеваниях человека, 

по онкологии и иммунологии; микробиологии, вирусологии и вакцинологии; регенеративной медицине и нейронаукам.

 Несомненно, одним из главных результатов года стала разработка Национального проекта «Здравоохранение», включающего 8 Федеральных проектов по наиболее приоритетным направлениям развития, а также двух Федеральных проектов Национального проекта "Демография" – "Укрепление общественного здоровья" и "Старшее поколение".

В их основе лежит комплекс управленческих, логистических, организационных решений, опирающихся на современную научную базу.

Все проекты нацелены на вовлечение каждого гражданина в заботу о своём здоровье, на улучшение качества, доступности и комфортности оказания медицинской помощи, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.

По информации: https://www.rosminzdrav.ru



вернуться к списку...







(3452) 56-00-03 Номер телефона регистратуры
Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста